Размер:
Цвет:

"Блокада Ленинграда в истории п. Кедровый и Ханты-Мансийского района". Репин Денис. 8 класс МКОУ Ханты-Мансийского района "СОШ им. А.С. Макшанцева п. Кедровый".

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района 
«Средняя общеобразовательная школа имени А.С.Макшанцева п. Кедровый»
 
Тема работы: «Блокада Ленинграда в истории
п. Кедровый и Ханты-Мансийского района»
 

Автор: Репин Денис Евгеньевич, 15 лет, 8 класс,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района 
«Средняя общеобразовательная школа имени А.С.Макшанцева п. Кедровый»
 
Руководитель: Ревнивых Илья Петрович,
учитель истории Муниципального казенного общеобразовательного учреждения 
Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа имени А.С.Макшанцева п. Кедровый» 


  п. Кедровый, 2019г.

  


I.               ВВЕДЕНИЕ

«Кто помнит прошлое, тот думает о будущем».

народная мудрость

Тема Великой Отечественной войны всегда будет значима для нас. Воспоминания участников войны передаются из поколения в поколение, а фронтовые письма и боевые награды хранятся в семьях как реликвии. Героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и ярких страниц в истории нашей Родины. Почти 900 дней защиты осажденного Ленинграда навсегда останется в памяти нашего народа как пример мужества его жителей. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почетное звание «Город – герой» и вручена медаль «Золотая Звезда». События того времени, казалось бы, ушли в историю. Но и сейчас живут тысячи людей, в памяти которых сохранился суровый образ блокадного Ленинграда, заснеженного, измученного, но не сдающегося врагу. Для участников обороны Ленинграда, как и для их сыновей и дочерей, которые видели над своей головой только чистое небо, не слышали рёва пикирующих бомбардировщиков, свиста снарядов, грохот разрывов и обрушивающихся зданий, память о битве за Ленинград одинаково священна. Как священна и память о тех, кто отдал свою жизнь за город и за нашу Родину.

        Особенно актуальна тема героической обороны Ленинграда в наши дни. XXI век, век новых технологий, научных открытий, диктует свои законы, и люди иногда забывают о тех нравственных ценностях, которые на протяжении истории России помогали нашему народу в трудные времена выстоять и победить. Слова гражданственность, патриотизм теряют свою былую силу и значимость с каждым новым поколением. А ведь они так необходимы возрождающейся России. Актуальность нашего исследования обусловлена также кризисным состоянием системы воспитания в современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур, отвечающих задачам формирования человека-личности, индивидуальности, гражданина-патриота. С воспитанием подрастающего поколения связываются перспективы развития России, её судьба. Будущее нашего общества зависит от того, какими вырастут дети.

Когда на классном часе, посвященном 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады, мы читали дневники ленинградцев, переживших ужасы блокады, особенно меня поразили записи в блокноте Тани Савичевой, до глубины души тронула эта тема, я решил изучить историю блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, а в ходе изучения открыл для себя очень интересные факты, связанные с историей моего поселка и Ханты-Мансийского района. Я уверен, что ценность работы будет заключаться не только в пополнении собственного багажа знаний, но и в использовании материалов исследования на уроках истории, классных часах, беседах с учащимися школы. Проблема, которую мы исследовали и изложили в своей работе: какова роль нашего поселка и района в историческом событии Блокада Ленинграда. Гипотеза исследования: «Кто помнит прошлое, тот думает о будущем» (народная мудрость). Знать историю поселка, района необходимо. Цель данного исследования: изучить и проанализировать историю поселка и района, связанную с блокадой Ленинграда; показать неоценимый вклад граждан нашего поселка, района в спасение детей блокадного Ленинграда; увековечить места, связанные с этими скорбными, но героическими событиями. Объект исследования – связь истории поселка Кедровый и Ханты-Мансийского района с историческим событием Блокада Ленинграда. Предмет исследования – жизнь детей блокадного Ленинграда в поселке Кедровый и Ханты-Мансийском районе. Для достижения цели исследования мы определили необходимость решения следующих задач:

- Изучить источники, материалы Интернет по данной теме;

-Изучить историю поселка Кедровый и Ханты-Мансийского района, показывающую связь с блокадным Ленинградом;

- Обобщить и систематизировать материал по данной теме;

- Представить обобщенный материал «Блокада Ленинграда в истории п. Кедровый и Ханты-Мансийского района» в виде доклада и презентации.

В процессе исследования нами применялись следующие методы:

теоретические – работа с литературными источниками, материалами Интернет;

практические – поход в музей, интервью с работниками музея, СДК, поездка в Государственный архив Югры в г. Ханты-Мансийск;

аналитические – анализ собранной информации, оформление выводов в виде доклада, составление презентации.

В последние десятилетия вышло немало книг о блокаде Ленинграда, однако с каждым годом, с каждым открытым архивом всплывают новые и ещё более яркие свидетельства об одной из самых страшных историй второй мировой войны. Исследование материалов и архивных документов не уменьшает количества вопросов, а наоборот, увеличивает, а ответить на них всё труднее. Но это говорит только о том, что нельзя считать эту тему исчерпанной. Не зря гласит народная мудрость: «Кто помнит прошлое, тот думает о будущем».

II.            ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Сведения из «Отчета отдела народного образования исполкома Ленинградского городского совета трудящихся»:

- за период с 22 июня 1941 г. по 1 января 1943 г. в Омскую область в 1941 г. было эвакуировано 12719 ленинградских детей, а в 1942 г. – 3601 ребенок, всего – 16320 детей;

- к осени 1943 г. в область дополнительно прибыло 7 интернатов и 26 детских домов из Ленинграда;

Считаем, что наиболее реалистичны следующие данные: 12900 детей, прибывших в первые два этапа эвакуации, и 3038 детей, прибывших летом-осенью 1942 г., т.е. на третьем этапе эвакуации в область.

Таким образом, Омская область приняла 15938 детей из Ленинграда, организованных в 94 детских учреждениях, из которых 10 детских домов с общим количеством 928 человек были отправлены в Ханты-Мансийский округ.

Документы сохранили названия пароходов, принадлежавших Нижне-Иртышскому пароходству, доставивших детей в округ: «Храбрый», «Коммунист», «Москва».

2. Из воспоминаний очевидцев:

        Сохранились воспоминания бывших детдомовцев о том времени. Ленинградская девочка, ныне пенсионерка, проживающая в Ханты-Мансийске, Лидия Васильевна Филатова (Ошмарина) рассказала об эвакуации: «…августа 1942 года нас, детдомовских детей эвакуировали. Сначала до Ладоги, потом на пароходе через Ладожское озеро, кругом бомбили, нас не задело. Наш путь к спасению был долгим. Нас пересадили в товарные вагоны и повезли в Омск. Ехали очень долго. Помню, что мы спали на нарах друг около друга, а посредине в вагоне стояла печка-буржуйка. Привезли нас в Омск, жили мы там четыре дня в деревянном здании школы…Потом эвакуированных детей на пароходе повезли на Север».

Из воспоминаний Лидии Яковлевны Кудрявцевой (Ладэ): «В 1942 г. нас эвакуировали. Везли на барже через Ладогу. И в течение месяца мы добрались до Ханты-Мансийска. Здесь было голодно, но не было бомбежек, и не рвались снаряды».

3. Меры, принятые местными властями, по обустройству эвакуированных:

В связи с прибытием большого количества эвакуированных детей перед местными органами власти встала сложная и ответственная задача обеспечения их одеждой, питанием, инвентарем, создания им необходимых условий жизни, учебы, сохранения здоровья. Материально-бытовое состояние ленинградских детдомов в эвакуации было различным.

Ресурсы южных районов Омской области для обустройства прибывавших людей были исчерпаны, поэтому и было принято решение о размещении 10 ленинградских детских учреждений на севере, в местности неблагоустроенной, с тяжелым климатом – в Ханты-Мансийском национальном округе. Округ был приравнен к районам Крайнего Севера.

Большинство поселков Ханты-Мансийского района были организованы спецпереселенцами, такие поселки, как Нялино, Луговской, Кирзавод, Кедровый, Урманный, Горный и др.

Размещение эвакуированных детских учреждений в спец поселениях было не случайным, в них имелась экономическая основа, т.е. действовали достаточно крепкие колхозы, способные оказать продуктовую помощь.

Большую работу по подготовке к встрече детей и оснащению детдомов проводили комсомольские организации, пионеры и школьники. Газета «Сталинская трибуна» от 22 августа 1942 г. сообщала, что учащиеся школ изготавливают для детей игрушки, подбирают интересные книги».

Прибытие детей в округ стало большим событием. Но когда северяне увидели состояние прибывших детей, многие из них испытали потрясение.

До сознания стало доходить, насколько все плохо было в Ленинграде, поскольку, как известно, центральная печать не сообщала всех ужасов блокады, а акцентировала внимание, как правило, на подвиге ленинградцев. А дети, прибывшие из блокадного города, имели большие проблемы со здоровьем. Заболевания цингой, малокровием, туберкулезом преследовали слабеньких детей. Дети прибыли с дистрофией, расстройствами желудочно-кишечного тракта, чесоткой и др. заболеваниями.

Спустя годы в газете «Голос Конды» в № 14 от 17 февраля 1995 г. была напечатана большая статья «Боль блокадного Ленинграда» с воспоминаниями о приеме эвакуированных детей в августе 1942 г. «Знойный день. Еще с утра по радио объявили о том, что в район на пароходе “Москва” прибывает более двухсот эвакуированных ленинградских детей. Встреча ожидалась во второй половине дня. Но задолго к пристани потянулись люди.

Каждый нес кошелку с продуктами: рыбой, ягодами, грибами, яйцом, емкости с молоком. Очень хотелось угостить ребятишек. Из-за поворота показалось белоснежное пассажирское судно. Пароход причалил к берегу. Народ повалил на палубу.

Навстречу вышли воспитатели, сопровождающие детей. Перед собравшимися выступила с краткой, но взволнованной речью директор детского дома: “Мы прибыли из блокадного Ленинграда с осиротевшими детьми. Война унесла жизнь их родителей, родственников. Вам, дорогие, мы доверяем этих сирот. Будьте по-отечески внимательны и заботливы к ним. Родина надеется, что общими усилиями вы их выходите и поставите на ноги»

4. Встреча детей блокадного Ленинграда в п. Кедровый

О том, как проходила встреча детей в п. Кедровый писала газета «Комсомольская правда»: «Жители таежного поселка Кедровый в далеком Ханты-Мансийском национальном округе вышли со знаменами навстречу приехавшим. В каждом доме был накрыт стол для дорогих гостей». Но как мы понимаем, прибывшим было не до знамен. Прибывших в округ детей размещали, где придется. Примеры из документов показывают, что все помещения, предоставленные для детских домов, были в неприспособленных зданиях: в клубах, школах, жилых домах-бараках.

Это случилось потому, что дети прибыли, когда в округе уже началось похолодание, а к началу ноября установилась зима. Поэтому прием и размещение детей в августе–октябре 1942 г. были безотлагательными, не было возможности начинать строительство, не было условий для организации приема детей в более приспособленные помещения.

Общей тенденцией эвакуированных детских домов и интернатов стало налаживание условий жизни:

Таким образом, ставился вопрос об оказании действенной помощи в организации своего подсобного хозяйства при каждом детском доме. В решениях окружного исполкома от 26.12.1942 г. указывалось на необходимость обеспечения каждого детдома земельным участком площадью в среднем 3 га до 1 марта 1943 г., а к 15 февраля 1943 г. – семенами, крупным рогатым и мелким скотом. Очевидно, что без поддержки колхозов и местного населения обеспечение детей продуктами было бы еще хуже.

Другим источником питания должны были стать подсобные хозяйства, организованные при детских домах. Ханты-Мансийский окружной исполком требовал от местных советских органов конкретных действий и в своих решениях прямо указывал, что необходимо сделать: «До I/III-1943 года разработать практические мероприятия, обеспечивающие создание подсобного хозяйства при каждом детдоме/ подготовка участка под огород, заготовка удобрений, приобретение и изготовление сельхоз инструментов, орудий лова и др. Рекомендовано немедленно начать заготовку верхушек клубней картофеля для посадки весной 1943 года».

15 июня 1943 г. окрисполком принял решение по вопросу «О работе Урманного и Кедровского детских домов Самаровского района», в котором отразил проблему самообеспечения детдомов продуктами питания за счет приусадебного хозяйства и собирательства дикоросов, а также организация рыбной ловли, позволявшие разнообразить питание детей. (9) Дрова для детского дома дети под руководством взрослых заготавливали сами (10) Колхоз выделил детскому дому лошадей, крупный рогатый скот и поросят. Отвели луговой земли-30 га, под теплицы и парники -30 кв.м., земля полевая -2 га, пахотная, огородная земля-0,5 га. Всего закреплено за детским домом 32,7 га.

Местное население помогло детскому дому с изготовлением саней, телег и хозяйственного инвентаря.

Чтобы лучше питаться, разработали недалеко от школы, на горке, приусадебное хозяйство. Сажали картофель, морковь, свеклу, капусту, лук. Было сделано овощехранилище, где зимой хранился урожай.

Сами ухаживали за лошадьми, коровами, свиньями. Самостоятельно убирали урожай. Косили сено, заготавливали дрова, ловили рыбу.

Занимались сбором дикоросов: ягоды, грибы, орехи и шиповник (для витаминизации).

По плану распределения детских домов в населённых пунктах Ханты-Мансийского района в п. Кедровый были направлены 21 ребенок-дошкольник и 89 детей школьного возраста, всего-110 детей. Ввиду того что не хватало площади, здание было достроено на 60 спальных мест летом 1943 года.

Из воспоминаний старожилов: «В эти годы школе было нелегко. Она приняла в свои стены большой контингент учащихся, воспитателей и учителей, эвакуированных из детских домов блокадного Ленинграда. Тогда в школе разместили детский дом, а школу перенесли в здание клуба»

Педагогическая работа в эвакуированных детских домах имела свою специфику: это была работа со сложными детьми, перенесшими трагедию потери близких, испытавшими холод, голод, рано повзрослевшими. Там, где педагогические кадры были профессионалами, нередко приехавшими совместно с детьми, разделившими все ужасы блокады и транзита, наблюдался порядок, педагоги задавали планку местным кадрам. Из-за нехватки самого необходимого (предметы, сырье, инструменты, инвентарь) организовать быт и досуг детей было тоже нелегко.

Режим дня воспитанников интерната определялся «Положением об интернате», в документе подчеркивалось, что соблюдение режима дня – одна из основных обязанностей воспитанников интерната.

мальчишек и девчонок, выросших в суровых условиях, для которых было знакомо слово «комендатура», но чем-то таинственным было значение слов «музей», «библиотека», «театр».

        Положительная оценка работы некоторых детдомов в плане воспитания детей нашла отражение и в документах окружных органов власти: «Дети Кедровского детдома представляют собой дружный, крепко-спаянный коллектив, отличаются дисциплинированностью, вежливым отношением друг к другу и к старшим, бережно относятся к имуществу детдома, любят труд, хорошо организуют свой досуг», – сообщалось 26 декабря 1942 г. в докладе заведующего окружным отделом народного образования И. Непомнящих на заседании Ханты Мансийского Окрисполкома.

Жили дружно, старожилы не припомнят никаких ЧП за время пребывания ленинградцев в нашем поселке, а вспоминают только хорошее: праздничные концерты, в программе были даже балетные номера, которые были для местного населения в диковинку, игры, интересные дела и, конечно, преданность педагогов своему делу.

5.Имеющиеся сведения о персонале детского дома:

Безусловно, в организации жизни детдома очень многое зависело от личности, профессиональных и человеческих качеств его директора и персонала. К сожалению, сведений об этих людях обнаружено крайне мало.

Директор детского дома- Малахова Мария Яковлевна, учитель географии -…Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы -… Анна Павловна, учитель математики – Медведева Флора Рудольфовна, учитель немецкого языка - Серебрякова Ираида Алексеевна, Мария Гавриловна Грибанова, Лидия Александровна Соловьева, Минна Семеновна Френклих, Антонина Ильинична Покровская, повар - Лохмачева Нина Родионовна.

Также на работу в детский дом были приняты жители районов блокадного Ленинграда, прибывшие на север в эвакуацию:

*ркова Анна Степановна (1912 г.р Ленинградская. обл. Слуцкий р-н, д. Гарра) - кастелянша

Её мать Мария Андреевна (1881 г.р.) - уборщица

Старшая сестра матери Елена Андреевна (1891г.р.) - ночная няня

Сестра? Анна Матвеевна (1921 г.р. по образованию швея) - уборщица

Ико* Мария Абрамовна (1901 г.р. д. Лимади Ораниенбаумский р-он, Ленинградской области) -уборщица

Её сын Ико* Алексей Николаевич (1927 г.р. образование 6 кл.)-помощник завхоза

Дочь Ико* Нина Николаевна (1928 г.р. образование 6 кл.)-рабочая

И дочь Янина (1929 г.р) учится в Елизарово

Егорова Мария Петровна (1904 г.р. Д. Мареенбург Гатчинский р-н Ленинградской области) - кухарка

Её дочь Егорова Елвира Георгиевна (1933 г.р. учится)

Эвакуационный Кедровский детский дом смешанного типа просуществовал с октября 1942 года по май 1945. Как только 9 мая объявили о Победе, ленинградцы стали собираться домой. Весна 45 года выдалась ранняя, и большинство населения п. Кедровый уехало за реку на посевную, а когда 20 мая вернулись с посевной, то их (ленинградцев) уже не было в Кедровом. Но люди, не участвовавшие в посевной, рассказывали, что уезжающим устроили проводы с танцами, песнями, весельем, и все были искренне за них рады.

III.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История моего поселка тесно связана с историей моей страны. Страна пережила много в своей истории и мой поселок не исключение. Я горжусь своими земляками, которые во все годы вели себя достойно, достойными показали они себя и в оказании помощи детям блокадного Ленинграда, проявив гостеприимство, радушие, доброту, милосердие – все лучшие качества, свойственные российскому народу, когда нужно всем миром – значит, всем миром. Хочется отметить большую роль в сохранении памяти об истории поселка работника поселковой библиотеки Микуровой Светланы Владимировны, а особенно, энтузиазм и неравнодушие к исторической памяти Слинкиной Ольги Васильевны, учителя русского языка и литературы МКОУ ХМР СОШ им. А.С.Макшанцева п. Кедровый, организовавшей и открывшей исторический музей в поселке Кедровый. Благодаря таким людям история живет в сердцах благодарных потомков. В память об этой странице истории нашего поселка нами принято решение: свято беречь березовую аллею, посаженную жителями блокадного Ленинграда, облагородить данную территорию как исторический памятник, организовать поездку в город-герой Ленинград, найти жителей, которые во время эвакуации пребывали в нашем поселке, поисковую деятельность продолжить. История на этом не заканчивается.

Мы считаем, что тема нашей работы является актуальной и важной для патриотического воспитания подрастающего поколения, и надеемся, что материалы нашего исследования в дальнейшем будут использоваться на уроках истории, беседах с учащимися.

IV. Используемые источники:

1.                Интернет ресурсы

2.                Материал из библиотеки п. Кедровый

3.                Материал из музея п. Кедровый

4.                Воспоминания очевидцев

5.                Материал из Государственного архива Югры

V. Сокращения, использованные в работе

Исполком- исполнительный комитет

Окрисполком – окружной исполнительный комитет

Спец поселение – специально поселенные



Га – гектар;            г. – год;           т.е.- то есть;              др. - другое

 

Опубликовано: 21.06.2019 10:43        Обновлено: 21.06.2019 10:43