Размер:
Цвет:

"История семьи - как часть истории края: судьба моей семьи в зеркале репрессий". Дейкова Елизавета. 8 класс МБОУ "Гимназия № 1 г. Ханты-Мансийска".

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
МБОУ «Гимназия №1» г. Ханты-Мансийска  

История семьи – как часть истории края:
судьба моей семьи в зеркале репрессий
  

Подготовила:
                                                                             Дейкова Елизавета Алексеевна,
                                                           8 класс, 14 лет

 
Руководитель:
Родионова Валентина Михайловна,
заведующая территориальным подразделением
«Бобровская библиотека-музей» муниципального
бюджетного учреждения культуры
«Библиотечная система сельского поселения
Горноправдинск» Ханты-Мансийского района
 
 
Консультант:
Родионова Алена Владимировна,
старший научный сотрудник
ООО «НИПИ ЭтноАрхео Центр»

Введение

У моей бабушки, Родионовой Валентины Михайловны, в Бобровской библиотеке-музее «Свет малой Родины» [1], есть экспонаты, посвященные истории спецпереселенцев – жителей поселка Бобровский Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Одним из таких спецпереселенцев был мой прапрадед – Родионов Михаил Гаврилович.

Актуальность темы исследования – история каждой семьи является неотъемлемой частью истории края, истории страны. Если на примерах из семейной истории изучать историю страны, то происходившие события становятся не просто страницами учебника истории, а звеньями цепи, сохраняющими преемственность поколений.

Объектом исследования являются исторические источники, архивные документы, фотографии из семейного архива, биографические сведения из жизни моих родных.

Предмет исследования – жизненный путь моего прадедушки Михаила Гавриловича Родионова.

Цель исследования – научиться работать с историческими источниками и архивными документами, как с основой научного изучения исторического материала, научиться научному анализу, истолкованию и интерпретации исторических документов в контексте исторических процессов [2].

Задачи, поставленные для достижения цели:

1. Ознакомиться с методами исторического исследования;

2. Познакомиться с научными историческими источниками, описывающими период репрессий;

3. С помощью научного руководителя и консультантов познакомиться с материалами по теме исследования: архивными документами, фотографиями, воспоминаниями;

4. Провести анализ изученных исторических источников, документов и обобщить собранный материал.

Методы исторического исследования.

Прежде, чем приступать к изучению какой-либо темы, касающейся определенного исторического периода, необходимо ознакомиться с принципами и методами научного исторического исследования.

К основным принципам научного исторического исследования относятся [3, 4]:

-          принцип объективности, подразумевающий изучение проблемы, основываясь на подлинных фактах;

-          принцип историзма, рассматривающий исследуемые события с учетом временного периода и исторической обстановки;

-          принцип социального подхода, учитывающий интересы и традиции членов семей: ведь для нас это не просто статья в научном журнале или архивный документ в определенном фонде, а история судьбы наших предков.

При написании работы применялись следующие методы исторического исследования [3, 4]:

1.       Метод изучения исторических источников и архивных документов – позволяющий сформулировать проблему исследования, определить объект и предмет исследования, цели и задачи работы.

2.       Анализ – разложение изучаемых объектов на составные части с целью их изучения, задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, отражающих факты, составить общую картину процесса.

3.       Синтез – соединение воедино частей исследования, таких как семейная история, рассказанная бабушками и дедушками, история, описанная в книгах, статьях и история, подтвержденная архивными документами.

4.       Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, позволяющий сделать вывод, выразить основные результаты проведенного исследования.

Историографическое обоснование исследовательской работы – важнейшая составляющая часть исторического исследования. Поэтому на начальном этапе формируется база источников, которая является основой любого исторического исследования [3].

В соответствии с принципами объективности и историзма, после ознакомления с источниками [5-8], описывающими выбранную для изучения проблему, необходимо заняться поиском архивных материалов. Эта стадия научного исследования очень важна, так как именно архивные документы позволяют оценить достоверность исследования [3]. Кроме того, архивные источники, документы, уже одним своим видом, бумагой, формулировками и орфографией, создают для нас, школьников, подлинную атмосферу изучаемого периода [7].

 

В ссылку, в Сибирь.

История Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и самого Ханты-Мансийска неразрывно связана с темой репрессий. Северные территории с их суровыми климатическими условиями, удаленностью от административных и культурных центров страны давно служили местом ссылки [5]. Но если ранее на Север ссылались отдельные люди, то при советской власти ссылка стала массовой.

Постановление ЦК ВКП(б) от 30.01.1930 года «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» послужило началом переселения крестьян в малонаселенные места, в том числе в Западную Сибирь. Принудительное переселение крестьян, использование их в качестве рабочей силы для промышленного освоения территорий, составило основную часть репрессий в 1930-е годы и стало важным фактором развития экономики страны.

В наш округ кулацкие семьи ссылали в том числе и на лесозаготовки, так как лес был необходим и для развития промышленности, и для экспорта, который обеспечивал поступление валюты в бюджет страны [5]. На лесозаготовках преобладал ручной труд (прежде всего – ссыльных крестьян), использовались лучковые пилы и топоры, сортименты[1] и пиломатериалы вывозились на лошадях [9].

«Весной 1930 года пароход «Усиевич», следовавший из Тобольска, пристал к берегу Иртыша напротив деревни Цингалы. С парохода были высажены раскулаченные семьи. Детей и женщин расселили по квартирам цингалинских жителей, а мужчин сразу же направили на строительство нового поселка. Так в 1930 году появилась на свет новая деревня на высокой гриве, поросшей черемухой. Потому и назвали деревню – Черемухово» [10].

Среди этих раскулаченных семей была и семья моего прапрадедушки – Родионова Михаила Гавриловича, который был сослан со всей семьёй: женой Родионовой Марией Ивановной, родителями – отцом Родионовым Гаврилой Антоновичем и матерью Родионовой Александрой Федоровной, двухгодовалым сыном Александром, который умер в месте временного содержания в г. Тобольске, по пути следования к месту ссылки. Они были сосланы из села Рождественского Нижне-Увельского района Троицкого округа Челябинской области [11].

В 1933 году, в ссылке, родился мой прадедушка – Родионов Алексей Михайлович, папа моего дедушки по материнской линии – Родионова Владимира Алексеевича. Упоминания о Михаиле Гавриловиче и его сыне Алексее можно найти в «Посемейном списке трудовых переселенцев поселка Черемховского Самаровского района[2] Остяко-Вогульского округа» [12] от 1935 года. Поселок Черемховский относился к Цингалинскому лесопункту Ханты-Мансийского ЛПХ (леспромхоза).

 

Общая победа.

Во время Великой Отечественной войны вся лесная промышленность округа работала на нужды Красной армии: велась заготовка сосны и берёзы для изготовления авиационной фанеры, лыжного бруса, заготовок для прикладов ружей (ружболванок) и пулеметов.

Коллектив Ханты-Мансийского ЛПХ освоил производство заготовок для прикладов (Таблица 1) и трижды за время войны занимал первое место во Всесоюзном соревновании лесозаготовителей, а в апреле 1945 года получил на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны [13].

Таблица 1 – Наличие спецпродукции по местам хранения на 20/I-43 [14]

сортимент

ЛПХ Ханты-Мансийский

в т.ч. Цингалинский лесопункт

в т.ч. Цингалинский лесопункт
% от общего числа

Ружболванка I тип

6 072

1 698

28,0%

  то же биобрак

863

106

12,3%

Ружболванка II тип

25 296

11 716

46,3%

  то же биобрак

2 361

1 358

57,5%

Болванка ДП[1]

380

61

16,1%

Болванка ППШ[2]

835

234

28,0%

Итого:

35 807

15 173

42,4%

[1] ДП – Дегтярева пулемет

[2] ППШ – пистолет-пулемёт Шпагина


Как видно из представленной таблицы, Цингалинский лесопункт заготовил более 40% от общего объема сортимента спец. продукции ЛПХ.

Об объемах спецдревесины, заготавливаемой лесопунктами Ханты-Мансийского ЛПХ (ружейного кряжа и авиафанеры) также можно судить по «Ведомости потребности в раб. силы на клеймение спецдревесины на сезон 1943 – 1944 годов» (Таблица 2) [15].

Таблица 2 – Потребность в рабочей силе на клеймение спецдревесины


Спец.

древесина

ЛПХ Ханты-Мансийский

в т.ч. Цингалинский лесопункт

в т.ч. Цингалинский лесопункт
% от общего числа

объем

ч/дн

рабочих

объем

ч/дн

рабочих

объем

ч/дн

рабочих

Ружейный кряж

25

5950

39

17

4050

27

68,0%

68,1%

69,2%

Авиа фанера

8

1910

13

2

1195

8

25,0%

62,6%

61,5%

Итого:

33

7860

52

19

5245

35

57,6%

66,7%

67,3%


Цингалинский лесопункт обеспечивал 68% от общего объема по клеймению ружейного кряжа, а на клеймении спецдревесины было занято 35 рабочих, что составляло более 67% потребности в рабочей силе по ЛПХ.

Во время Великой Отечественной войны у прапрадедушки была бронь, так как он по спецзаказу тесал ружболванку. В «Списке рабочих и служащих на предмет бронирования на отсрочку от призыва» [16] от 1945 года указано, что Родионов Михаил Гаврилович из поселка Черемхово работал на механической разделке. Он выполнял 150% нормы по заготовке ружболванки, что подтверждается «Списком передовых рабочих по спецзаказу по Цингалинскому лесопункту на 1/XI – 43 года» [17].

Документы, хранящиеся в Государственном архиве Югры, передают тяжелую обстановку того времени: списки, сводки, отчеты писались на листах книг и справочников прямо поверх напечатанного текста, на обороте склеенных заготовок этикеток для рыбных консервов – люди экономили ресурсы, как могли.

Во время войны на лесозаготовках, в том числе в Самаровском районе, трудилось много спецпереселенцев, которые не жалели сил для выполнения плана, более 60% из них – «бывшие кулаки» (Таблица 3), как и семья моего прапрадедушки.

Таблица 3 – Расселение спецпереселенцев на территории Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области по состоянию на 15 декабря 1944 г. [5]


район

всего

в т.ч. «бывшие кулаки»

в т.ч. «бывшие кулаки»
% от общего числа

семей

человек

семей

человек

семей

человек

Микояновский район

1546

4845

797

2432

51,55%

50,20%

Березовский район

972

2929

357

1068

36,73%

36,46%

Самаровский район

2135

6653

1282

4138

60,05%

62,20%

Сургутский район

1391

4252

794

2422

57,08%

56,96%

Ларьякский район

216

664

21

47

9,72%

7,08%

Итого по округу:

6260

19343

3251

10107

51,93%

52,25%



После войны, несмотря на свой самоотверженный труд, прапрадедушка с семьей, как и все спецпереселенцы остались жить в местах ссылки [18], продолжая отмечаться в комендатуре…

 Заключение.

Семья Михаила Гавриловича была освобождена (снята со спецучета) только 12 апреля 1954 года. После освобождения Михаил Гаврилович решил вернуться на родину, в Челябинскую область. Он звал с собой и сына, Алексея Михайловича. Но мой прадедушка ответил: «Вы на свою родину возвращаетесь, а я со своей не поеду». Так и остался он жить в округе, который уже четыре поколения нашей семьи считают своей родиной.

Родионов Михаил Гаврилович был реабилитирован только в 1992 году на основании ст. 3 п. В Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. [11]. Он достойно прожил очень непростую жизнь, в которой было много потерь и лишений. Прапрадедушка умер в 2000 году, до самой смерти сохраняя светлый ум. Как рассказывают дедушка и мама с тетей, у прапрадедушки была феноменальная память: он помнил все события, участником которых был сам и о которых узнавал. Он прекрасно помнил места, где ему довелось побывать. Он помнил и рассказывал о людях, которых знал. Он не любил рассказывать о тяжелых временах, которые ему довелось пережить.

При подготовке статьи мы искали в сети «Интернет» информацию о прапрадедушке Михаиле Гавриловиче Родионове. К сожалению, в базах данных интернет-ресурсов информации о нём нет. Но мы узнали, что есть возможность добавить информацию о нём. Это важно не только для меня и моей семьи – это важно для многих, живущих в городе и округе. Ведь именно из судеб отдельных людей, отдельных семей и складывается, как из мозаики, история нашего края.

Но для того, чтобы собранная нами информация могла послужить основой для других исследователей, она должна опираться не только на семейную историю, передаваемую из поколения в поколение, но и на самые достоверные и беспристрастные исторические источники – архивные документы.

 

Список использованной литературы и источников:

1.       Завьялова, Л.М. / Свет малой родины. Мини-музей посёлка Бобровский // Л.М. Завьялова, В.М. Родионова // Библиотечное дело. – 2009. – № 16. – С. 32-33.

2.       Скопа, В.А. Работа с историческим источником в старшем школьном возрасте: проблемы и сложности в познании исторического материала / В.А. Скопа // Современный учёный. – № 3. – 2017. – С. 71-73.

3.       Матюшов, Л.Н. Методы исторического исследования: Учеб. пособ. /Л.Н. Матюшов. – Екатеринбург: ФГБОУ ВПО Уральский гос. пед. ун-т, 2016. – 91 с.

4.       Новиков, А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков – М.: Либроком, 2009. – 280 с.

5.       Тренин, Б.П. Наследие, от которого безнравственно отказываться (к созданию Музея ссылки и спецпоселений Югры) / Б.П. Тренин // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого: Сб. статей. Вып. 5. Отв. ред. Я.А. Яковлев.– Томск-Ханты-Мансийск: изд-во Томского ун-та, 2007. – 204 с.

6.       Тренин, М.А. Край Увельский – Отчизны частица: очерки истории района. Ч. 4. – Челябинск: ПО «Книга», 2001. – 510 с.

7.       Как наших дедов забирали: Российские школьники о терроре 30-х годов. Сборник работ победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников. Уроки истории. XX век [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urokiistorii.ru/article/54990 (дата обращения: 25.01.2019).

8.       Полян П. Не по своей воле: История и география принудительных миграций в СССР. М.: О.Г.И-Мемориал, 2001 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.memo.ru/history/deport/index.htm (дата обращения: 25.01.2019).

9.       Кислухина, И. А. История развития лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / И.А. Кислухина //Лесной вестник. – 2007. – № 4. – С. 76-83.

10. Черемхово [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cbs.hmrn.ru/o-nashem-rayone/istoriya-naselennykh-punktov-khanty-mansiyskogo-rayona/cheremukhovo.php (дата обращения: 28.01.2019).

11. Справка о реабилитации гражданина Родионова Михаила Гавриловича. – МВД УВД Челябинской области от 28.12.1994 № 7/А_Р_647 (копия от 26.05.1995 г.);

12. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 58. Оп. 1. Д. 8а. 467 л.

13. Тюлина С.В. Вклад жителей Югры в победу в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс] – Режим доступа https://arhivugra.admhmao.ru/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-arkhivnykh-dokumentakh/materialy-posvyashchennye-velikoy-otechestvennoy-voyne/okrug-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/395359/vklad-zhiteley-yugry-v-pobedu-v-velikoy-otechestvennoy-voyne (дата обращения: 28.01.2019).

14. КУ «Государственный архив Югры». Ф. 58. Оп.4. Д. 34. 161 л.

15. Там же. Ф. 58. Оп.1. Д. 28. 206 л.

16. Там же. Ф. 58. Оп. 4. Д. 37.157 л.

17. Там же. Ф. 194. Оп.1. Д. 75. 114 л.

18. Там же. Ф. 58. Оп. 4. Д. 42. 144 л.  

 

Опубликовано: 21.06.2019 10:46        Обновлено: 21.06.2019 10:45