Размер:
Цвет:

"История родной школы". Асатова Анна 10 класс, Петровская Снежана 9 класс, Атанасова Анжела, 7 класс МКОУ Ханты-Мансийского района "СОШ п. Красноленинский".

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Красноленинский»

Авторы: Асатова Анна Васильевна, 16 лет, 10 класс
Петровская Снежана Эдуардовна, 16 лет, 9 класс
Атанасова Анжела Стефановна, 13 лет, 7 класс


 Тема «История родной школы»

 

Руководитель:
Босамыкина Анна Александровна,
учитель истории

 
Красноленинский, 2019


   I.    Введение.

Наша исследовательская работа посвящена конкретной истории нашей, родной школы. Кому-то это покажется не очень интересным и узким объектом исследования. Мы постараемся разубедить их в этом. История мира, история страны не станут понятнее нам, если мы не постараемся понять, что история – это люди, это наши деды и прадеды, наши родители, да и мы, сидящие сегодня за партой, тоже создаём историю. Пусть это будет не глобальная история, влияющая на судьбы мира, но это наша судьба, наша биография. Вспомним слова выдающегося русского поэта А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» 1. Биография каждого человека начинается с детства, большая часть которого связана со школой. Именно в ней мы учимся не только писать, считать, решать математические задачи. Мы учимся дружить, любить своих родителей, уважать старшее поколение. Учимся быть настоящими гражданами нашей страны. Школа даёт нам старт во взрослую жизнь. Разве она недостойна того, чтобы знать её прошлое, развивать настоящее и делать успешной в будущем? Нам кажется, что именно с истории школы, с её изучения, сохранения, уважения начинается становление настоящего гражданина. Конечно, можно прожить и без этих знаний, не углубляясь в историю. Но тогда, на наш взгляд, можно пройти мимо многих важных и интересных фактов, людей, близких родственников, мимо своей школьной жизни. А это, согласитесь, обидно. Многие из нас не против того, чтобы изучать историю школы, но предпочитают готовые беседы, экскурсии. Нам же захотелось самим поучаствовать в процессе изучения документов, самим составить летопись школы.

Поставив перед собой цель: написание истории школы в период её зарождения до 1935 года, мы определили и задачи:

·         отобрать, изучить и обобщить архивные сведения по истории создания школы;

·         привлечь материалы средств массовой информации, воспоминания педагогов, выпускников для более полного освещения темы исследования;

·         проанализировать собранный материал и сделать выводы;

·         усовершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности.

Исходя из актуальности темы, мы выдвинули следующую гипотезу:

изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление об истории нашей школы, даст возможность понять значение путей становления образования в крае и в стране в целом.

Любая исследовательская работа должна иметь объект и предмет исследования.

Объектом исследования является история школы за период открытия до 1935 года.

Предметом исследования стали архивные документы выбранного для работы периода.

Работа с архивами требует специальной подготовки, поэтому здесь не обошлось без изучения различных рекомендаций и методик. В сети Интернет мы нашли некоторые из них и ознакомились с их содержанием: Ю. Веремеев «Опыт работы в архивах. Приложение к статье "Как работать в архивах"; Я.В. Леонтьев «Правила исследовательской работы школьников с документами государственных архивов»; Лекция для студентов исторического факультета Ивановского государственного университета по дисциплине Архивоведение по теме «Работа исследователя с архивными документами»; Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы; рекомендации Правления Центрального совета РОИА «Об организации проведения конкурса «Юный архивист» и подготовке юношеских учебно-исследовательских работ».

Наша творческая группа, состоящая из трёх человек, была задействована в полном объёме на всех этапах работы. Помимо того, что нами использовались уже имеющиеся в музее школы документы, мы посетили Государственный архив города Ханты – Мансийска, прослушали рассказ об архивной службе округа, проработали большой объём архивных документов. Все участники группы зарегистрированы в ЭЛАРе (электронном архиве). Каждый из нас отбирал документы, касающиеся истории школы за определённый период времени. Часть из них мы уже проанализировали, другая часть ждёт своего времени. Работая с документами, мы поняли, какая это кропотливая, утомительная, но очень важная деятельность. Именно из этих пожелтевших, оборванных по краям, клочков бумаги, мы можем создать хронологию развития нашей школы.

II. Основная часть

1.История возникновения посёлка.

История школы не может развиваться сама по себе. Она обязательно является неотъемлемой частью истории населённого пункта, в котором она работает. Иногда, посёлок или деревня имеют более длительную историю, чем школа, а иногда их истории совпадают или разнятся в незначительном отрезке времени. История нашей школы начиналась в небольшом временном отрезке от истории посёлка. Печальной и трагичной была эта история. 20 – 30 –е годы XX века в истории нашей страны были отмечены грозными событиями становления новой системы экономики. Крестьян – единоличников, крепких хозяев, по приказу советской власти, лишали имущества, передавали его в создаваемые колхозы, а бывших хозяев отправляли в необжитые, суровые края. С собой они могли взять только небольшой скарб. Кроме того «Необозримые природные богатства округа нуждались в освоении, то есть в первую очередь - в большом количестве дешевых рабочих рук. Они же требовались на строительство окружного центра. Власти быстро нашли самый простой путь решения данной проблемы, восполнить нехватку рабочих ресурсов подневольным трудом репрессированных. Поэтому с начала 30-х годов территория средней Обь-Иртышья становится местом массовой ссылки, куда потянулись этапы с семьями раскулаченных крестьян, священнослужителей, мещан».   

Одними из первых жителей нашего поселка были семьи Ярковых, Гуземиных, Шевелевых, Фоминых, Калугиных. Мало кто остался в нашем посёлке из этих людей. В основном, это дети и внуки спецпереселенцев. Поражаешься их мудрости, умению хранить память о своих близких, уважение к тем, кто погиб в суровых условиях существования, кто погиб в результате репрессий советской власти. Находясь в преклонном возрасте, они стремятся донести до нас знания о тех временах. Рассказ об истории посёлка можно писать долго, но наша задача рассказать об истории возникновения школы.

2. Первые годы становления школы спецпереселенцев.

Свои знания по истории школы мы полностью строим на основе архивных материалов. Первый документ, на который нам хотелось бы сослаться, говорит о том, какова была численность вновь образованных посёлков колонистов. (Приложение №1). 183 двора, 977 человек, из них 97 человек школьного возраста. Цифры, за которыми стоит трагедия, это люди, ставшие изгоями в своей собственной стране. Но советская власть рассчитывала на то, что дети этих «врагов» должны стать настоящими строителями новой жизни. Задачу их воспитания должна была решить школа. Впечатляют документы об открытии школ в районе: на обрывках бумаги, без особых правил оформления, решались важнейшие вопросы времени. (Приложение №2). Хотя мы видим, что планировалось отправить в нашу школу тов. Шаламову, приехала в январе 1931 года Власова Евдокия Ивановна. Подтверждение этому факту мы находимо в сохранившемся письме Власовой, которое она направляет заведующему районо Кропоткиной. Из этого письма мы узнаём, что представляла собою школа, насколько она была готова к принятию учеников. Январь, сибирский край, а у школы «ни окон, ни дверей и крыша не покрыта». (Приложение №3) Но Евдокия Ивановна была комсомолкой, активисткой, поэтому, хоть и обвиняла она руководство, всё-таки решила начинать занятия. Достраивали уже при ней школу. Но что это было за школьное здание, мы узнаём уже из следующего документа. Школу открывали в январе, а уже в марте прошла инспекторская проверка и перед нами «Акт об условиях и состоянии работы Урманной колонизаторской школы». (Приложение № 4)

Проверяющие отмечают, что школа – это наскоро сколоченная избушка размерами 6,6х4х2,8. Посещают школу 39 человек, хотя детей школьного возраста в посёлке 87 человек. Отмечается, что родители детей, да и сами дети, не посещающие школу, не проявляют к ней никакого интереса. Часть родителей забрала детей из школы, так как не хотят платить взносы на нужды школы. Когда читаешь этот документ, то чувствуешь, насколько враждебно относятся проверяющие к спецпереселенцам: активности население не проявляет, помощи школе не оказывает, дети на контакт не идут, некоторые высказывают своё недовольство условиями жизни, учёбы т.д. Мы не берёмся судить о том, насколько объективны выводы комиссии: и с той и с другой стороны существовали разногласия и недоверие. Вполне понятно, почему население не проявляет инициативу, почему проверяющие органы также настороженно работают с людьми. Для власти жители посёлка «колонисты», «кулаки», не желающие подчиняться, а для сосланных в суровые края людей такая власть не могла быть хорошей. Отмечается, что часть родителей не хотят платить на школьные нужды. А может быть, им и нечем было платить? Зачастую и ходить-то в школу было не в чем.

Но постепенно, год за годом, шло формирование школы, она всё больше включалась в работу по формированию советского человека. Дети не просто учились в школе, они принимали участие в оказании помощи при заготовке леса, на покосах. Воспринималось это как часть коммунистического воспитания школьников. Активно использовалась такая система воспитания, как организация социалистического соревнования. В ходе работы мы нашли несколько договоров, заключённых между школами. Они включали в себя достаточно разносторонние вопросы: от повышения успеваемости до выполнения производственных показателей. На примере договора учащихся двух школ: Горной и Урманной, мы видим, что главное, на что уделяется внимание соревнующихся – это 100% посещение занятий школьниками. Не менее важным является и 100% выполнение производственных планов. Конкретно указывается отдельным пунктом участие в лесозаготовках и посевной кампании. Делаем вывод о том, что школа не просто учила детей, но и прививала им навыки трудовой деятельности: выдвигались требования открытия при школе рабочих комнат со 100% посещением. Кроме того, школьники брали на себя обязательства помогать в ликвидации неграмотности населения. (Приложение №5)

Посильное участие в работе школы начинают принимать родители. Такое заключение мы делаем на основании Протокола собрания родителей от 13 декабря 1932 года. Из этого протокола мы видим, что вопросы решались самые разные: от привлечения мастера для трудового обучения, до вопросов проведения новогоднего праздника. Родители соглашаются на то, чтобы пригласить столяра для обучения школьников. Обсуждают они и вопрос о дежурстве в школе родителей при горячем питании учеников. (Приложение №6)

Очень интересен документ, в котором мы нашли фамилии учителей, которые работали в нашей школе в 1932 – 1933 учебном году. Их было уже четыре человека: Волкова Антонина Степановна, Петухов Михаил Иванович, Хомылёва Мария Николаевна, Власова Евлампия Николаевна. Уровень образования учителей был весьма скромным: у Петухова – семилетнее образование, Волкова и Власова имели школу II ступени, а Хомылёва закончила гимназию. Для нас сегодня такое образование вызывает некоторую улыбку сомнения, но для страны, где большое количество людей были вообще безграмотными, перечисленное образование уже было достаточно высоким. (Приложение №7)

К сожалению, мы не располагаем конкретными приказами Районо о переводе школы на пятилетнее обучение или семилетнее. Но из очередного отчёта видно, что в 1933 – 1934 учебном году наша школа была уже с пятилетним сроком обучения. (Приложение №8)

В следующем отчёте, в котором определяется контингент педагогов и учащихся на 1934 – 1935 учебный год, в примечании мы находим, что наша школа становится семилетней. Увеличивается численность педагогических кадров. Увеличивается и численность школьников. Сегодня любая школа порадуется, если численность учеников будет возрастать. Но не будем забывать, что увеличение численности учеников в 30-е годы означало продолжение репрессий против народа. Практически все дети, внесённые в отчёт, были детьми спецпереселенцев. Мы обратили внимание на тот факт, что более 40 учеников были отправлены в Берёзовский детский дом в статусе беспризорников. Каким образом они стали таковыми, остаётся только догадываться. Вариантов немного: от тяжёлых жизненных условий умерли родители, может, были расстреляны, может, отправлены в тюрьму. Страшная статистика. (Приложение № 9)

III.   Заключение

         У нас накоплено достаточно документов по истории школы. Мы пополнили этот архив ещё новыми данными. В рамках одной работы трудно представить полную картину развития образования в нашем посёлке. Работая над темой, мы лишний раз убедились, насколько важна, хотя и очень трудна работа сотрудников архива. Сколько усилий, трепетного отношения к каждому клочку бумаги проявили люди, благодаря которым мы можем сегодня восстанавливать страницы истории. Сегодня в нашем распоряжении электронные технологии, нам не нужно ворошить старые папки, отыскивая один единственный документ. Даже в таких условиях работы, мы чувствовали напряжение. А как чувствовали себя те работники архивов, которые собирали по квартирам, чердакам старых зданий, в забытых уголках брошенных строений такие важные документы? Это героический труд. Выполнять его могли только люди с глубоким чувством ответственности. Как хорошо, что такие люди были и есть в архивной службе.

         Начиная свою работу, мы выдвинули гипотезу о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление об истории нашей школы, даст возможность понять значение путей становления образования в крае и в стране в целом. В заключение нашего исследования, мы можем с полной уверенностью сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Мы понимаем, что далеко не каждый человек, интересующийся историей школы, посёлка, захочет работать с архивами. Это и не нужно. Всегда есть люди, которые будут работать именно с источниками и доносить свои открытия до остальных своих современников.

         Мы немного гордимся тем, что в создании истории школы есть и наша доля участия. Работа далека от завершения, ещё предстоит большая работа по систематизации собранного материала, расшифровки документов, создания целостной картины истории развития и школы, и поселков нашего поселения. Думаем, что и мы пополним свой опыт новыми открытиями.

IV. Список источников и литературы

1.     Яндекс. Картинки. Пушкин об истории. Цитаты.

2.     Югре 85. История с продолжением. Издательский дом «Новости Югры», г. Ханты – Мансийск, 2016 г., стр.10

1.     Козлова А.Г.  «Правила использования архивных документов в исследовательской работе школьника». http://mosmetod.ru/

2.     Леонтьев Я.В. Правила исследовательской работы школьников с документами государственных архивов. http://mosmetod.ru/

3.     Работа исследователя с архивными документами. (Учебно-методический комплекс по дисциплине «Архивоведение» исторического факультета Ивановского государственного университета) https://lektsii.org/8-6272.html

4.     Рекомендации Правления Центрального совета РОИА «Об организации проведения конкурса «Юный архивист» и подготовке юношеских учебно-исследовательских работ».

5.     Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы: Текст первого доклада на семинаре по программе «Музей истории школы». 7 октября 1999 года.   Москва.

http://biblio.narod.ru/gyrnal/ist_hkol/sadk5.htm

V.   Приложения

Приложение №1 Ханты – Мансийский государственный архив. Фонд 14, опись 16, единица хранения №14


Приложение №2

Ханты – Мансийский государственный архив Фонд 14, опись 16, единица хранения №15.   


Ханты-Мансийский государственный архив. Фонд 14, опись 231, единица хранения №16         

              

                                                                     

Приложение №3


Приложение №4

Государственный архив г. Ханты-Мансийска. КУГАЮ, фонд 14, опись 1. Д12А.

    

 Приложение №5                                                                        

Ханты – Мансийский государственный архив. Фонд 14, опись 1, единица хранения №40     

       

 

 

Приложение №6

Ханты – Мансийский государственный архив. Фонд 14, опись 1, ед. хранения №38

            

 Приложение №7                         

Ханты – Мансийский государственный архив. Фонд 14, опись 1, ед. хранения № 38   

              

                       

 Приложение №8                                                                   

Ханты – Мансийский государственный архив. Фонд 14, опись 1, ед. хранения №42       

                                       

                             

Приложение №9

Ханты – Мансийский государственный архив. Фонд 14, опись 1, ед. хранения №44                                                                              

 


Опубликовано: 21.06.2019 10:48        Обновлено: 21.06.2019 10:51